Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология учебно-игровой деятельности

Технология учебно-игровой деятельности

Страница 2

Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций, планирования действий на длительную перспективу, способствуя творческому применению знаний и личного опыта учащихся. В играх, проводящихся с целью экологического воспитания учеников, особенно ценной стороной игровой деятельности является динамическое воспроизведение природных и социальных процессов в рамках общих системы и времени.

Собственно подготовка к проведению ролевой игры начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников. Разработка этой идеи (ситуации) до степени структурированности и содержательной наполненности, пригодной для разыгрывания, происходит в несколько этапов.

Подготовительный этап — планирование ролевой игры. Это важнейший этап, на котором решается, как конкретно обыграть выбранную идею или ситуацию. Для этого организатору игры необходимо: 1) отобрать материал, на котором будет проигрываться ситуация (особое внимание следует обратить на подготовку необходимых раздаточных материалов: описания ролевой игры, методических рекомендаций для ее участников (групп), справочных материалов и таблиц, необходимых для обработки информации и подготовки соответствующего решения; исходные данные по ролевой игре могут быть даны ученикам, как на занятии, так и заранее, причем последний вариант предпочтительнее, так как в этом случае не тратится время занятия; 2) наметить роли или разделить учеников на группы; 3) найти «реквизит», справочные материалы; 4) обдумать, как начать и когда закончить игру; 5) решить, как использовать результаты игры; 6) выбрать время игры, подходящее для всех учеников, и место, удобное для разыгрывания ситуации (оно должно позволять свободное передвижение участников) (как правило, одного урока для проведения игры недостаточно, имитационно-ролевую игру лучше проводить на двух спаренных уроках).

Организационный этап. На этом этапе цель игры формулируется для школьников, здесь же они получают необходимую информацию по игре. Учитель должен разъяснить участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения, обратить их внимание на критерии оценки результатов игры, учитывая, что работа идет в основном в малых группах и игра носит практически состязательный характер. Сценарием большинства игр предусмотрена групповая работа, поэтому особое внимание учителю следует обратить на формирование групп. Важно, чтобы группы были творческими. Такие группы могут формироваться несколькими путями: учителем, который включает в них детей с различной успеваемостью, или учащимися. Более рациональным является второй путь, когда ученик самостоятельно выбирает определенную проблему и решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать.

Содержание игры может предполагать распределение учащихся по ролям. В такой игре для решения поставленной проблемы определяются состав действующих лиц и их задачи.

Самостоятельная работа учащихся в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения проблем. Однако они должны попытаться с помощью учителя вникнуть в проблему, понять ее, выработать навык анализировать проблемную ситуацию. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы каждый участник группы имел возможность высказать свою точку зрения. Такое коллективное обсуждение проблемы выявляет разные подходы к ее решению. На этом этапе игры активно используется практический опыт каждого ее участника, между участниками осуществляется обмен опытом решения подобных проблем и задач. Члены группы уточняют свои позиции и доводы, обдумывают контраргументы против возможных доводов других групп и вырабатывают обобщающие выводы или решения, которые могут быть представлены устно или в письменном виде.

Заключительный этап — это межгрупповая дискуссия. От каждой малой группы выступает представитель, который сообщает выработанный группой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, высказывают критические замечания.

Вот пример игры «Путешествие по Сахаре», которая может проводиться при изучении особенностей природы Африки или ее отдельных стран в курсе географии материков и океанов (7 класс).

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Результаты экспериментальной работы по осуществлению дизайн-образования старшеклассников на принципах гуманизма
В основу нашей экспериментальной работы легло разработанное нами построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды и его дидактическое обеспечение. Это обусловлено необходимостью проведения экспериментальной проверки эффективности дизайнобразования старшеклассников с использованием систе ...

Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...

Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru