Материалы » Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет » Особенности речевого развития детей раннего возраста

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Страница 2

Второй период в развитии речи обычно наступает после полутора лет и характеризуется нарастанием темпа развития, выдвижением на первый план самостоятельной речи. Накопленный за первое полугодие запас слов становится активным словарем малыша. Он быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы: прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух—трех слов. Построение их вначале бывает своеобразным. Так, подлежащее иногда помещается после сказуемого («убежал дядя»); дополнения ставится на первое место («моко дай, мама»); отрицание оказывается в конце высказывания («Вита пакать не»). К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Детей третьего года отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова («Натка-карпатка», «Светка-карбетка»). Речь становится особым предметом деятельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны.

Ребенок не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить и воспроизвести стихотворение; к концу третьего года — пересказать слышанную от взрослого сказку. В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. Более разнообразными становятся поводы его обращения к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что-то сделать; может развернуто рассказать об увиденном, придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг. Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.

По данным разных исследователей XX в., изучавших состав словаря на разных ступенях речевого развития (М.А. Рыбниковой, Т.Г. Дьяконовой, В.И. Ядэшко, Г.В. Пархоменко, Т.Н. Ушаковой, Н.А. Лисенковой, М.Р. Львова и др.), словарь в среднем содержит:

у ребенка 1 года — от 15 до 30—40 слов;

у ребенка 3 лет — от 100 до 1000 слов.

Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениями. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками. Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы («Я бегом бежу»). Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной.

Таким образом, анализ данных различных научных исследований по проблеме речевого развития детей раннего возраста позволяет нам выделить следующие особенности развития речи детей в этот период:

развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;

формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

возникает описательная речь;

ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Понятия, особенности фразеологии
Фразеология в соответствии с различием фразеологизмов – идиом, фразеологических сочетаний и устойчивых фраз (пословиц, крылатых слов и других фразеологизмов – предложений) многими исследователями делится на фразеологию в узком смысле, исследующую фразеологизмы – идиомы и фразеологические сочетания, ...

Цели и задачи использования метода проектов при обучении общению
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организ ...

Подходы социокультурного построения образовательных процессов
В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании, как узкопрофильной деятельности ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru