При подборе и разработке игр мы исходили из основных закономерностей обучения. Назовем главную из них. "Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой".
Учитывая эту закономерность, мы разработали и отобрали игры с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют узор по образцу и другие.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков. Приведем пример игры.
Определи курс движения самолета.
Учитель обращается к детям: "Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего числа (номера) к большему номеру. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Чтобы расшифровать номера городов, надо решить правильно примеры. Далее надо показать линиями, как двигался самолет от одного города к другому, третьему и т.д. Покажите и расскажите, в каком направлении двигался самолет. Я буду выполняют роль летчика-командира, а вы - роль летчиков-курсантов (учеников)".
Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием.
Сначала дети расшифровывают номера городов (решают примеры).
Далее дети называют номера городов по порядку от меньшего числа к большему.
Потом они поочередно показывают линиями путь движения самолета.
Затем дети по цепочке рассказывают, в каком направлении двигался самолет.
На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета).
На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета от одного примера к другому).
Покажем пример такой записи.
3 + 4 = 7 6 + 4 = 10
5 + 3 = 8
5 + 4 = 9
9 - 4 = 5 8 - 4 = 4
10 - 4 = 6 10 - 7 = 3
10 - 8 =2
8 - 7 = 1
3). Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.
Например, игра "Контролеры".
Учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды вызывается к доске по 1 контролеру. Они следят за правильностью ответов: один - за первой командой, другой - за второй командой.
По сигналу учителя (движению руки) ученики первой команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя. По сигналу учителя - хлопку они называют хором число выполненных наклонов (например,
5). Ученики второй команды по сигналу учителя дополняют число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 - прибавил 1, 7 - прибавил 2, 8 - прибавил 3). Затем они называют число выполненных ими наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками первой и второй команды, называется состав числа. Учитель говорит: "8 - это …", ученики продолжают: "5 и 3". Контролеры показывают зеленые круги, если они согласны с ответом.
Если допущена ошибка, упражнение повторяется.
Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу учителя (движению руки) сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют число приседаний до заданного числа. Называется состав числа.
Контролеры подтверждают или опровергают названный состав числа.
Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.
Контролеры подтверждают или опровергают названный состав числа.
4) Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность. Например, игра "Числа-перебежчики".
Учитель делит класс на три команды (по рядам). Сначала он вызывает пять учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение вида 2+8=10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8+2=10.
Аналогично, перебегая на другие места и меняя знаки действий, дети составляют другие примеры вида 10 = 2 + 8, 10 - 2 = 8, 10 - 2 = 8.
Другая информация:
Основные трудности понимания речи на слух
Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и единственным видом речевой деятельности, при которой от лица ее выполняющего почти ничего не за ...
Педагогические взгляды представителей реформации: Лютер
В первое время немецкий гуманизм и реформация шли рука об руку. Обоих объединяло отвращение к церковной схоластике и стремление к освобождению личности от средневековых традиций и подавляющего церковного авторитета. Оба искали нового, более свежего образования. Но скоро теологические интересы, возб ...
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова «Труд руководителя школы» выделяются тр ...