Воскресная школа - занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий – воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах.
Заглядывая в историю возникновения воскресных школ, можно увидеть, что изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей, и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. Различают 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.
Первые воскресные школы конфессионального типа возникли в середине 15 в. в Италии. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению светских воскресных школ. В наше время конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих странах, в том числе и в Беларуси. На территории Беларуси особую роль в становлении духовно-нравственного образования играли монастыри, которые были основаны после учреждения епископских кафедр в Полоцке (992 г.) и Турове (1005 г.) . Почти при каждом из них размещались школы и библиотеки. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, где совершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети .
Из опыта деятельности многих воскресных школ можно сложить представление об их концептуальном положении. Воскресная школа призвана формировать в своих стенах духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного «православного клуба». В воскресной школе находят свое естественное продолжение духовные переживания всех, кто включен в жизнь церкви.
Основной педагогический подход в работе: процесс обучения не должен носить довлеющий характер, при котором значительное внимание уделяется проставлению отметок, проведению проверочных работ, экзаменов и т. д. Этот процесс должен быть естественно включен в «семейную жизнь» школы.
Задача воскресной школы при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой «от сердца к сердцу»; а также приобщение к литургической жизни Церкви, религиозное обучение, создание социо-культурной детско-юношеской и семейной православной среды. «…Нужно искать особую систему доверительного диалога с детьми, только в этом случае педагог будет иметь возможность слышать, что происходит в душе ребенка, сопереживать и служить ему своими советами и реальными делами». Л.В. Сурова
Рассмотрим обобщенный распорядок дня воскресной школы.
День в воскресной школе начинается с церковной службы. После богослужения все собираются вместе для прохождения занятий по богословским дисциплинам (для каждой возрастной группы они разные). Изучаются предметы: Закон Божий, история Церкви, церковное пение, нравственное богословие и др.). Во многих школах занятия завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в одной большой семье, происходит общая беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошло значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться этим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем и т.д. После чаепития молитва, которая содержит насущные нужды: у кого-то на прошедшей неделе были именины – духовное «сорадование» с ними; кто-то из учащихся или их близких заболел – сопереживание, духовная поддержка…
Другая информация:
Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта:классификация, виды и
причины формирования
Понятие «умственная отсталость» (олигофрения) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Согласно современным научным представлениям, понятие «ум ...
Концепция системы непрерывного образования
Концепция непрерывного образования была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» еще в 1972 году. В ней заложена идея соединения в той или иной форме профессионального образования и повышения квалификации с общим образованием на разных уровнях. Преобразование индустриального общества в глобальное ...
Сущность личностно-ориентированного подхода
Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. Системы образования в любой стране призваны способствовать реали ...