Менингит (от др.-греч. μῆνιγξ — мозговая оболочка) — гнойное или серозное воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга, вызываемое бактериями, вирусами и другими причинами. Возникает как самостоятельное заболевание или как осложнение другого процесса. Наиболее часто встречающиеся симптомы менингита — головная боль, ригидность шеи одновременно с лихорадкой, изменённым состоянием сознания и чувствительностью к свету (фотофобией) или звуку. Иногда, особенно у детей, могут быть только неспецифические симптомы, такие как раздражительность и сонливость.
Если во время болезни есть сыпь, она может указывать на вероятную причину болезни, к примеру, при менингите, вызванном менингококками, имеются характерные кожные высыпания[1].
Для диагностики менингита используется люмбальная пункция. Она заключается в заборе спинномозговой жидкости из позвоночного канала с помощью шприца и её исследования на наличие возбудителя заболевания[2]. Лечение менингита проводится с помощью антибиотиков или противовирусных средств. Иногда для предотвращения осложнений от сильного воспаления используются стероидные средства.
Менингит, особенно при задержке с лечением, может вызывать серьёзные осложнения: глухоту, эпилепсию, гидроцефалию и проблемы с умственным развитием у детей. Некоторые формы менингита (вызываемые менингококками, гемофильная палочка типа b, пневмококками или вирусом паротита) могут быть предотвращены прививками.
Полиомиелит и его последствия
Полиомиелит или детский спинно-мозговой паралич - нейровирусное заболевание, поражающее преимущественно детей младшего возраста. Источником инфекции является человек, больной полиомиелитом, или вирусоноситель. В окружающую среду возбудитель попадает с отделяемым из глотки или с фекалиями. Заражение вирусом происходит оральным или воздушно-капельным путем. Основное эпидемическое значение имеет первый путь вследствие высоких концентраций вируса и длительности выделения его из организма зараженного человека. Значительное выделение вируса с фекалиями в окружающую среду дает возможность распространения его через воду, мух, пищевые продукты, руки. Основную роль в распространении инфекции играют вирусоносители, ибо на 100-1000 случаев бессимптомного вирусоносительства приходится один случай заболевания полиомиелитом. Полиомиелит был хорошо известен врачам с давних времен, однако до конца XVIII века он не привлекал к себе внимания. К началу XIX века заболевание широко распространилось, и в ряде стран появились первые работы о полиомиелите. В 1840 году вышла книга немецкого ортопеда Я. Гейне «О паралитическом состоянии нижних конечностей и их лечении». Автор дал подробную клиническую характеристику заболевания, указав, что все проявления болезни связаны с изменениями в спинном мозге. В русской научной литературе классическое описание полиомиелита принадлежит А. Я. Кожевникову (1883). Он указал, что основой заболевания является острый воспалительный процесс спинного мозга с более или менее тяжелым поражением нервных клеток. А. Я. Кожевников впервые высказал предположение об инфекционном характере заболевания. В 1890 году шведский ученый Медин, наблюдая эпидемию полиомиелита, подтвердил инфекционную природу заболевания и кроме классической спинальной формы выделил церебральную, бульварную, полиневритическую и своеобразную атактическую формы. В 50-х годах XX столетия отмечалось увеличение заболевания полиомиелитом во всем мире, а в отдельных странах Европы, Северной Америки, Австралии регистрировались десятки тысяч больных с летальностью около 10% и тяжелыми параличами до 40%. В то время ученые всего мира (эпидемиологи, микробиологи, педиатры, ортопеды) работали над проблемой борьбы с эпидемиями полиомиелита. Впервые в США профессором Солком, а затем в Московском НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов (директор М. П. Чумаков) была разработана и начала широко применяться противополиомиелитическая вакцина.
Последняя эпидемия заболевания была в 1965-1967 годах. В период эпидемий полиомиелита в СССР была создана четкая система оказания помощи пострадавшим, включающая инфекционные больницы, местные санатории, школы-интернаты, центральные санатории в Крыму (Евпатория), на Северном Кавказе (Анапа), реабилитационные центры в ЦИТО им. Н. Н. Приорова и клиниках мединститутов. С ликвидацией эпидемий полиомиелита эта система распалась. Санатории и школы-интернаты были перепрофилированы. В настоящее время эпидемий полиомиелита нет, но спорадические случаи и полиомиелитоподобные заболевания встречаются повсеместно. Их больше в государствах Средней Азии, особенно граничащих с Афганистаном, где противоэпидемиологические мероприятия практически не проводятся. После эпидемий 50-60 годов в России осталось много больных, нуждающихся в восстановительном лечении. Это уже взрослые люди. У них на фоне паретичных мышц с увеличением массы тела возникают повторные и поздние деформации нижних конечностей. Поэтому в 1979 году решением 15-го Пленума Всесоюзного общества травматологов-ортопедов возложена функция головных учреждений по теме «Восстановительное лечение последствий полиомиелита» на Детский ортопедический НИИ им. Г. И. Турнера, на кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Куйбышевского и Новосибирского мединститутов.
Другая информация:
Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства
гражданственности у детей дошкольного возраста
Чрезвычайно важным в проблемы воспитания чувств гражданственности является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в об ...
Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства. Пе ...
Химия, биология и технология
Установление межпредметных связей курсов химии, биологии и технологии - необходимое условие осуществления естественнонаучного обучения. Эта связь носит двухсторонний характер. Ее фундаментом служит то, что эти естественные науки являются основой познания окружающего мира и целого ряда технологическ ...