Менингит (от др.-греч. μῆνιγξ — мозговая оболочка) — гнойное или серозное воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга, вызываемое бактериями, вирусами и другими причинами. Возникает как самостоятельное заболевание или как осложнение другого процесса. Наиболее часто встречающиеся симптомы менингита — головная боль, ригидность шеи одновременно с лихорадкой, изменённым состоянием сознания и чувствительностью к свету (фотофобией) или звуку. Иногда, особенно у детей, могут быть только неспецифические симптомы, такие как раздражительность и сонливость.
Если во время болезни есть сыпь, она может указывать на вероятную причину болезни, к примеру, при менингите, вызванном менингококками, имеются характерные кожные высыпания[1].
Для диагностики менингита используется люмбальная пункция. Она заключается в заборе спинномозговой жидкости из позвоночного канала с помощью шприца и её исследования на наличие возбудителя заболевания[2]. Лечение менингита проводится с помощью антибиотиков или противовирусных средств. Иногда для предотвращения осложнений от сильного воспаления используются стероидные средства.
Менингит, особенно при задержке с лечением, может вызывать серьёзные осложнения: глухоту, эпилепсию, гидроцефалию и проблемы с умственным развитием у детей. Некоторые формы менингита (вызываемые менингококками, гемофильная палочка типа b, пневмококками или вирусом паротита) могут быть предотвращены прививками.
Полиомиелит и его последствия
Полиомиелит или детский спинно-мозговой паралич - нейровирусное заболевание, поражающее преимущественно детей младшего возраста. Источником инфекции является человек, больной полиомиелитом, или вирусоноситель. В окружающую среду возбудитель попадает с отделяемым из глотки или с фекалиями. Заражение вирусом происходит оральным или воздушно-капельным путем. Основное эпидемическое значение имеет первый путь вследствие высоких концентраций вируса и длительности выделения его из организма зараженного человека. Значительное выделение вируса с фекалиями в окружающую среду дает возможность распространения его через воду, мух, пищевые продукты, руки. Основную роль в распространении инфекции играют вирусоносители, ибо на 100-1000 случаев бессимптомного вирусоносительства приходится один случай заболевания полиомиелитом. Полиомиелит был хорошо известен врачам с давних времен, однако до конца XVIII века он не привлекал к себе внимания. К началу XIX века заболевание широко распространилось, и в ряде стран появились первые работы о полиомиелите. В 1840 году вышла книга немецкого ортопеда Я. Гейне «О паралитическом состоянии нижних конечностей и их лечении». Автор дал подробную клиническую характеристику заболевания, указав, что все проявления болезни связаны с изменениями в спинном мозге. В русской научной литературе классическое описание полиомиелита принадлежит А. Я. Кожевникову (1883). Он указал, что основой заболевания является острый воспалительный процесс спинного мозга с более или менее тяжелым поражением нервных клеток. А. Я. Кожевников впервые высказал предположение об инфекционном характере заболевания. В 1890 году шведский ученый Медин, наблюдая эпидемию полиомиелита, подтвердил инфекционную природу заболевания и кроме классической спинальной формы выделил церебральную, бульварную, полиневритическую и своеобразную атактическую формы. В 50-х годах XX столетия отмечалось увеличение заболевания полиомиелитом во всем мире, а в отдельных странах Европы, Северной Америки, Австралии регистрировались десятки тысяч больных с летальностью около 10% и тяжелыми параличами до 40%. В то время ученые всего мира (эпидемиологи, микробиологи, педиатры, ортопеды) работали над проблемой борьбы с эпидемиями полиомиелита. Впервые в США профессором Солком, а затем в Московском НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов (директор М. П. Чумаков) была разработана и начала широко применяться противополиомиелитическая вакцина.
Последняя эпидемия заболевания была в 1965-1967 годах. В период эпидемий полиомиелита в СССР была создана четкая система оказания помощи пострадавшим, включающая инфекционные больницы, местные санатории, школы-интернаты, центральные санатории в Крыму (Евпатория), на Северном Кавказе (Анапа), реабилитационные центры в ЦИТО им. Н. Н. Приорова и клиниках мединститутов. С ликвидацией эпидемий полиомиелита эта система распалась. Санатории и школы-интернаты были перепрофилированы. В настоящее время эпидемий полиомиелита нет, но спорадические случаи и полиомиелитоподобные заболевания встречаются повсеместно. Их больше в государствах Средней Азии, особенно граничащих с Афганистаном, где противоэпидемиологические мероприятия практически не проводятся. После эпидемий 50-60 годов в России осталось много больных, нуждающихся в восстановительном лечении. Это уже взрослые люди. У них на фоне паретичных мышц с увеличением массы тела возникают повторные и поздние деформации нижних конечностей. Поэтому в 1979 году решением 15-го Пленума Всесоюзного общества травматологов-ортопедов возложена функция головных учреждений по теме «Восстановительное лечение последствий полиомиелита» на Детский ортопедический НИИ им. Г. И. Турнера, на кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Куйбышевского и Новосибирского мединститутов.
Другая информация:
Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...
Система упражнений для обучения диалогической
речи
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения: Запросить информацию, уметь задать вопрос. Ответить на вопрос собеседника. Понять на основан ...
Характеристика среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V – IX кл.) и характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка характеризуется психологией полуребёнка – п ...