Для проведения экспериментальной работы нами были выбраны 2 «А» и 2 «Б» классы, из которых и сформированы две подгруппы – экспериментальная и контрольная – по 8 человек с приблизительно одинаковым уровнем развития математических представлений.
Вначале была проведена диагностика уровня развития детей по трем разделам программы математического развития:
- Количество;
- Величина;
- Счет, число.
За основу диагностики были взяты, прежде всего, результаты наблюдений за ребенком на уроках, а также диагностические методики, предложенные А.В. Белошистой:
- Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке).
- Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд).
- Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4?
- Что можно сосчитать в группе? Сосчитай.
- А дома что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько?
- Возьми круги и квадраты. Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?
- Ребёнку предлагается посчитать маленьких матрёшек и больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?
- Ребёнку предлагается посчитать квадраты, расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить?
- Ребёнку предлагается посчитать грибы, расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?
К высокому уровню развития отнесены те дети, которые владеют навыками сосчитывания предметов, обнаруживают зависимости и отношения между числами. Владеют навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечают на вопросы, поясняют способ сопоставления, обнаружения соответствия.
Ученики со средним уровнем развития в достаточной степени владеют навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Но затрудняются в высказываниях и пояснениях.
Низкий уровень развития диагностирован у тех учащихся, которые допускают ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5), не обнаруживают зависимости и отношений между числами. Плохо владеют приемами наложения и приложения; даже с помощью взрослого с трудом устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве.
В результате сравнительного анализа диагностических данных видно, что перед началом эксперимента в обеих группах высокий уровень развития составил 17%, средний – 58%, а низкий – 25%.
Данные об уровне развития представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
17% |
58% |
25% |
Другая информация:
Классификация. Виды межпредметных связей
Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.). Практическое осуществление таких связей способствует системати ...
Инновации в образовательных учреждениях. Информационные технологии в
системе управления школой
В педагогике несколько лет назад началось мощное движение, суть которого заключается в обновлении содержания, методов работы, управления, переходу к новому качеству образования. В педагогическую деятельность прочно вошло понятие «инновации», т.е. нововведения. Инновационные явления обнаруживаются в ...
Понятие культуры речи
Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным п ...