Материалы » Методы организации самостоятельной работы школьников при обучении иностранному языку » Самостоятельная работа, её сущность, содержание

Самостоятельная работа, её сущность, содержание

Страница 2

В этой связи хочется попытаться рассмотреть некоторые определения самостоятельной работы учащихся, предложенные различными учёными, занимавшимися исследованиями в этой области.

Р.М. Микельсон под самостоятельной работой понимал «выполнение учащимимся заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя», который в случае затруднения может перейти к коллективным упражнениям. Чаще всего этот вид самостоятельной работы применялся при выполнении учащимися домашнего задания. Но это определение подверглось критике за то, что автор недооценивал внутреннюю сторону самостоятельной работы учеников, которая выражалась в самостоятельности мыслей и выводов.

Группа авторов (Н.Г. Дайри, Р.Г. Лемберг) сделали попытку раскрыть внутренние признаки самостоятельной работы, зависящие от структуры познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Прежде всего – это относится к проявлению самостоятельности учащихся при выполнении различных упражнений и заданий. Эта работа рассматривается этими исследователями, как средство формирования самостоятельности учащихся, форма организации их познавательной деятельности, требующая проявления активности, творчества, инициативы при решении задач. Работа по выполнению различных заданий начинается с желания учащихся проявить свою активность. Обязательным её условием является осознание учащимися цели и смысла упражнения.

Г.М.Муртазин даёт определение самостоятельным работам учащихся на уроке и считает, что такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведённое для этого время, при этом результаты самостоятельных и мыслительных, и моторных действий школьников выражаются во внешне контролируемых формах.

Он различает пять признаков самостоятельной работы:

выполнение по заданию учителя;

в специально отведённое время;

работают все учащиеся;

работа выполняется без непосредственного участия учителя;

познавательная деятельность включает как мыслительные так и моторные действия.

Как следует из сказанного выше Г.М.Муртазин довольно полно характеризует самостоятельную работу учащихся, но не указывает её определённого значения в развитии самостоятельности школьников, а это является существенным при организации любого рода самостоятельной деятельности учащихся.

Т.И.Шамова, считая самостоятельные работы формой организации познавательной деятельности учащихся, так же называет пять признаков:

наличие цели;

конкретного задания;

чёткая форма выражения результата работы;

определение формы проверки результата;

обязательное выполнение работы каждым учеником.

Следует заметить, что при этом не сказано о руководстве учителя, о значении самостоятельных работ в развитии самостоятельности, поэтому перечисленные признаки нельзя считать полными.

Интересное исследование по данному вопросу провела представительница эстонской научной школы И.Э. Унт. Она называет самостоятельной работой такой способ учебной деятельности, «когда ученику даются учебные задания и руководство для их выполнения; работа проводится под руководством учителя, но без его участия, и её выполнение требует от школьников умственного напряжения». И.Э. Унт к признакам самостоятельной работы относит содержание и структуру изучаемого материала. Действительно, содержание материала влияет на методы учебной работы, поэтому они должны соответствовать изучаемому материалу.

М.А. Данилов основным критерием самостоятельной работы считает разрешение учащимися познавательных задач, проблемных ситуаций. Задача, считает он, «побуждает учащихся к самостоятельной работе, служит начальным моментом их мыслительного процесса». Учащиеся отыскивают новые пути их решения на основе приобретения новых и углубления старых знаний. Ход решения познавательной задачи обусловлен её содержанием, методами умственной деятельности ученика и системой имеющихся у него знаний, считает Ю.А. Самарин. Успех зависит от организации самостоятельной деятельности, которая включает в себя правильное распределение времени на отдельные её этапы, чёткую формулировку задания перед учениками.

Б.П. Есипов (60-е г.г.) определил самостоятельную работу как «такую работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время; при этом учащиеся сознательно стремятся к поставленной заданием цели, употребляя свои усилия и выражая результат умственных и физических действий. В его понимании самостоятельная работа характеризуется такими признаками как:

наличие задания учителя

наличие времени для выполнения

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Аксиологический подход
Аксиологические характеристики учитываются при определении образовательных целей и зависят от того, насколько четко определен и интерпретирован современный социальный заказ, отражающий ценностные ориентиры как общества в целом, так и различных социальных групп и отдельного человека. По мнению совре ...

Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видет ...

Организационные решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru