Для оказания помощи неуспевающим младшим школьникам на базе МОУ СОШ №31 города Ишима в 3 "В" классе нами было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:
1. Диагностика успеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения.
2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости с 1-2 детьми.
3. Разработка методических рекомендаций учителям при работе с неуспевающими младшими школьниками.
В основном, конечно, в подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, затем будет несложно подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции.
Нами были использованы следующие методы:
беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализа письменных работ; анализа журнала успеваемости. Также мы использовали методики: Тест школьной тревожности Филлипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой.
В перечень трудностей, предлагаемых для беседы с педагогом, входили следующие:
пропуски букв в письменных работах;
невнимательность и рассеянность;
трудности при решении математических задач;
неусидчивость;
постоянная грязь в тетрадях;
плохое знание таблицы сложения;
трудности при выполнении задач в классе;
постоянное переспрашивание учителя;
опоздания на уроки;
постоянное отвлечение на уроках;
боязнь устных ответов.
Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности.
Также проводилось наблюдение за учебной деятельностью на уроках математики и русского языка. В схему наблюдения входили следующие признаки:
как ребёнок включен в работу на уроке;
уровень проявления его активности;
вопросы, которые он задавал учителю;
выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно);
высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные).
Мы выделили ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей:
Примерно 20% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.
19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
Около 17% страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач - плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
Примерно 13,5% школьников испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.
У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.
9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
Другая информация:
Православные детские лагеря
Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой ...
Международные
форматы и спецификации представления образовательной информации в
информационных системах
Индустрия компьютерных средств обучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порах в учебном процессе использовались различные программно-методические комплексы для освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами таких комплексов могут служить учебно-и ...
Изучение многогранников в школьном курсе математики
В школьных учебниках после изучения «бесконечно-протяженных» и в силу этого весьма абстрактных геометрических фигур: прямых и плоскостей (вернее сказать, их взаимного расположения в пространстве) изучаются зримые, «конечные», даже, можно сказать, осязаемые пространственные фигуры, и в первую оче ...