В лингвистике и в компьютерной лингвистике, особенно в России, структура диалога активно изучалась в терминах теории речевых актов и прагматических постулатов П.Грайса. Это относится, в частности, к вышеупомянутым работам Новосибирской лаборатории искусственного интеллекта, к работам Н.Д.Арутюновой, Е.В.Падучевой и др. А.Н.Баранов и Г.Е.Крейдлин в 1992 предложили подход к структуре диалога, основанный на понятиях речевого акта и иллокутивной силы: в качестве основного сегмента диалога они предложили рассматривать минимальные диалогические единицы – группы речевых актов, связанных жесткими иллокутивными отношениями (таких, как вопрос – ответ, приказ – выражение согласия и т.п.). Весьма продуктивными были исследования коммуникативных неудач в диалоге, параллельно развивавшиеся в России (Б.Ю.Городецкий и др.) и за рубежом в 1980-х годах. На рубеже 1980–1990-х годов многие положения лингвистической прагматики, в том числе и прагматики диалога, претендовавшие на универсальность, были подвергнуты серьезной критике А.Вежбицкой, которая показала, что закономерности протекания диалога в гораздо большей степени зависят от специфики языков и культур, чем было принято считать в первые десятилетия исследований диалога.
Психологический подход изучает диалогическую речь как общение. Общение рассматривается как особая деятельность (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Т. В. Драгунова и др.). Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах Гальперина П. Я., Запорожца А. В в соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействия или взаимоотношения общающихся (двух и более).
М. И. Лисина под общением понимает “целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий нескольких индивидов”. Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с налаживания отношений и достижения общего результат.
Подход к общению как деятельности изучает проблему задач (целей) общения. Под задачей общения М. И. Лисина понимает “цель коммуникативного действия человека, то, что ему надлежит сделать в данных конкретных обстоятельствах для удовлетворения своей потребности в общении”. Содержание задач общения дошкольника определяется совокупностью внешних (ситуация общения, воздействие партнера) и внутренних (потребность ребенка в общении, его прошлый социальный опыт) условий.
В русистике диалог активно исследовался в 1970–1980-е годы в рамках проекта Института русского языка Академии наук по изучению русской разговорной речи (Е.А.Земская и группа ее соавторов), а также некоторыми другими исследователями (Б.М.Гаспаров, О.А.Лаптева, О.Б.Сиротинина).
В значительной мере особняком стоит традиция логического исследования диалога (работы Ф.Коэна, Э.Левека, М.Поллак и др.), опирающаяся на развитый формальный аппарат и перекликающаяся с логической теорией аргументации.
По мере формирования дискурсивного анализа как устоявшейся научной дисциплины исследования диалога включаются в более широкую орбиту дискурсивных исследований.
Другая информация:
Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с
родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...
Подходы к определению правильного многогранника
После введения выпуклых многогранников изучаются их виды: призмы, пирамиды и их разновидности. Практически во всех учебниках они определяются одинаково. А при введении определения правильного многогранника авторы учебников расходятся во взглядах. Поэтому интересно рассмотреть различные подходы к оп ...
Авторская концепция экологического воспитания на уроках
музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...