Материалы » Развитие пространственного мышления в процессе изучения младшими школьниками геометрического материала » Диагностика уровня развития пространственного мышления младших школьников в начальной школе

Диагностика уровня развития пространственного мышления младших школьников в начальной школе

Страница 2

Задания предлагаются детям в игровой форме, при этом диагностическая задача реализуется через игровую. Все задания объединяются общим сюжетом.

При выполнении заданий предусматривается смена видов деятельности, чтение графических изображений чередуется с деятельностью по созданию и преобразованию графических изображений.

Задания выполняются детьми на специальных рабочих листах. Ответы детей фиксируются в специальных бланках-протоколах. Результаты выполнения заданий детьми сводятся в общую таблицу. По среднему оценочному баллу определяется уровень развития пространственного мышления и развития графических умений каждого ребенка в соответствии с представленными критериями.

При разработке заданий и критериев уровней развития использованы идеи методик И.С. Якиманской, И.Я. Каплунович, А.Э. Симановского, А.И. Савенкова.

Обработка результатов диагностики

Результаты выполнения задач каждого типа в баллах суммируются, затем вычисляется средний оценочный балл, по которому определяются уровни развития пространственного мышления и уровни развития графических умений детей.

Средний оценочный балл

Уровни развития:

- 1–1,6 балла - низкий уровень;

- 1,7–2,3 балла - средний уровень;

- 2,4–3 балла - высокий уровень.

Характеристика уровней развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень – ребенок затрудняется в определении, различении и назывании основных пространственных направлений, местоположения объектов относительно других объектов в трехмерном и двухмерном реальном пространстве; испытывает трудности при определении и назывании формы объектов и их частей; не обобщает объекты по наличию/отсутствию пространственных признаков, не выделяет закономерности в пространственном расположении объектов; не отражает последовательность своих действий и их результаты в речи.

Средний уровень – ребенок определяет и называет форму объектов и их частей, расчленяет реальные объекты и образы на части и воссоздает их с незначительными затруднениями; обобщает объекты по признакам формы, структуры, пространственного расположения; испытывает некоторые трудности при оперировании объектами в воображаемом трехмерном и двухмерном пространстве, в реальном не затрудняется; способен выразить словесно результат своих действий, но испытывает затруднения в отражении способов достижения результата, в доказательстве суждений.

Высокий уровень – ребенок определяет и называет пространственные направления, отношения между объектами как в реальном, так и в воображаемом трехмерном и двухмерном пространстве; не испытывает трудностей в определении и назывании формы объектов и их частей, в расчленении объектов и воссоздании их из частей в реальном и мысленном плане, в обобщении объектов по форме и пространственному расположению; свободно выражает в речи результаты деятельности и способы их достижения, доказывает свои суждения, использует геометрическую терминологию.

После проведения диагностики мы получили следующие данные:

Средний бал

Уровень развития

Количество учащихся

1–1,6 балла

Низкий уровень

4

1,7–2,3 балла

Средний уровень

9

2,4–3 балла

Высокий уровень

5

После проведения методики получили следующие результаты:

5 ребенка имеют высокий уровень развития пространственного мышления;

9 детей – средний уровень развития;

4 ребенка – низкий уровень развития.

Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа учащихся (18 человек) показала следующие результаты:

50% детей имеет средний уровень развития пространственного мышления;

28% - высокий уровень развития и

22% - низкий уровень развития.

Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять ...

Цели и задачи изучения иностранного языка в школе
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: речевая компетенция – развитие ко ...

Мышление как психический процесс
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюден ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru