Материалы » Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей » Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

Страница 5

Высокий уровень развития данной способности показали 20% детей. Эти дети не отвлекались на посторонние предметы, слушали внимательно песню до самого конца. Средний результат показали 40% детей. У них не хватило усидчивости для прослушивания всей песни. Под конец они начали отвлекаться, смотреть на себя в зеркало и т.д. Низкий результат в 40 % случаев был так же характерен для детей, выражался в отсутствии внимания, повышенной отвлекаемости, дети занимались посторонними делами: рассматривали свою обувь, одежду, свое отражение в зеркале, как выяснилось, в дальнейшем не поняли песню и практически не отвечали на вопросы.

Эмоциональная отзывчивость на музыку. В 20% случаев дети точно уловили эмоциональный характер песни, в процессе слушания они, как правило, улыбались, сопровождали музыку движениями (притоптывали в такт музыки), в целом дети получали удовольствие от процесса слушания. Средний уровень развития данной способности принадлежит 40% детей. Отличались они от выше описанных детей менее выраженной яркостью эмоциональных проявлений. Низкий уровень показали 40% детей, к ним относятся те дети, которые отвлекались при прослушивании песни, не вникали в ее содержание.

Понимание и эстетическая оценка музыкального произведения.

Дети показали результаты по этим двум способностям одинаковые, т.е. высокий уровень наблюдается как в понимании музыкального произведения, так и в способности давать эстетическую оценку в 20 % случаев. Такие дети легко, без какой-либо помощи смогли определить и словесно обозначить характер музыкального произведения, дать самостоятельно эстетическую оценку. Эстетические чувства у детей достаточно развиты, мелодия вызывает у них положительные эмоции, привлекает. Такой же процент детей показали низкий уровень развития этих двух способностей (20%). Словесно обозначить характер музыки затруднялись, повторяли эпитеты, типа «веселая»; содержание песни в целом не уловлено, дети не называют ситуацию, персонажа, выделяя лишь его действия: «… Бегает, делает венок». Эстетическую оценку самостоятельно не дают, даже когда им оказывается помощь. Наибольший процент детей (60%) показали средний уровень развития указанных способностей. Словесное обозначение характера музыки давали после наводящего вопроса, подбирали другие эпитеты «сказочная, волшебная» и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень развития способностей: слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на него, понимать его содержание и давать эстетическую оценку. А высокий и низкий уровень соответствует лишь небольшому контингенту детей.

Таблица 3

Уровень развития музыкальных способностей у детей

Способность

Количество детей, %

низкий

средний

высокий

Умение слушать

40

40

20

Эмоциональная отзывчивость

40

40

20

Понимание музыкального произведения

20

60

20

Эстетическая оценка музыкального произведения

20

60

20

Использование методики А.С. Бурениной позволило выявить уровень музыкального и психомоторного развития детей. Детям был предложен для прослушивания «вальс с волшебными колокольчиками», который стал основой музыкально-двигательного этюда, разработанного Т.В. Нестеренко, одним из ведущих специалистов в области музыкального движения. Дети должны выразительно воспроизвести взволнованный характер музыки вальса, интонации, просьбы, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении. В этом музыкально-двигательном этюде у детей развивается вся система музыкальных способностей, также образное мышление и воображение, свобода, пластичность и выразительность движений.

Данная методика позволила выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, нервных процессов, пластики, координации движений детей, а также оценить все эти параметры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Классификация видов самостоятельной работы
Что касается классификации видов самостоятельной работы учащихся, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Само понятие самостоятельной работы обладает большой ёмкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации. Особенно «поп ...

Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу: - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. П ...

Эпос как род литературы
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Хотя и не все созданное писателями (особенно в XX в) укладывается в эту триаду, она поныне сохраняет свою значимость и авторитетность в составе литературов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru