Материалы » Понятие функции в школьной программе по математике » Представление об учебной задаче в начальной и подростковых школах

Представление об учебной задаче в начальной и подростковых школах

Страница 2

Учебная задача, которая предлагается школьникам в начальной школе учителем, требует от них: 1) анализа фактического материала с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с разными проявлениями этого материала; 2) выделения на основе абстракций и обобщения частных отношений данного материала и их объединения в некоторый целостный объект, т.е. построения "клеточки" понятия и мысленного конкретного объекта; 3) овладения в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом построения такого объекта.

В связи с этим В.В. Давыдов выделяет учебные действия решения учебной задачи:

1) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

2) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

3) преобразование модели отношения для изучения его свойств в "чистом" виде;

4) построение системы частных задач, решаемых общим способом;

5) контроль за выполнением предыдущих действий;

6) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

В отличие от младшей школы, где модель отношения строится после или в процессе манипуляции с предметами, в подростковой школе учащиеся выполняют действия с математическими моделями, которые становятся объектами исследования, т.е. перестают выполнять функции модели. При этом изменяется характер действий, которые выполняют учащиеся, - это действие в рамках знаковых систем (алгебраической, геометрической).

Г. А. Цукерман приводит более мягкую структуру учебной задачи, которая не ориентирована на поиск всеобщего отношения, построения "клеточки" научного понятия. Так она выделяет следующие этапы решения учебной задачи: постановка, поиск новых средств и способов решения, решение системы частных задач с применением нового способа, контроль, оценка. Также предложенная структура не зависит от характера действий учащихся (построение модели, работа со знаковыми системами). На основании этого у нас появилось предположение, что структуру учебной задачи, предложенную Г.А. Цукерман можно использовать для выделения этапов решения учебной задачи в подростковой школе.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Подходы социокультурного построения образовательных процессов
В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании, как узкопрофильной деятельности ...

Содержание и современные требования к организации контроля
В условиях большей самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание администра ...

Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата
Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить: а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи. Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательны ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru