Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников

Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников

Страница 3

Теперь рассмотрим лексическую характеристику речи детей- олигофренов. Следует отметить, что в их активной речи отсутст­вуют многобразные формы лексики: литературной, книжной, на­учной, терминологической и др. Самостоятельный словарь у этой категории аномальных детей может быть определен как разговор­но-бытовой с ограниченным запасом слов. Эта особенность под­робно освещена в работах Г. М. Дульнева, М. П. Феофанова, Л. В. Занкова, В. Г. Петровой и многих других авторов. Отмеча­ется, что у детей с умственной недостаточностью очень беден ак­тивный словарь, многие первоклассники не знают точных назва­ний хорошо знакомых им предметов, таких, как перчатки, графин, будильник. Еще меньшим запасом слов они обозначают действия предметов. Большую сложность представляет для них усвоение и использование слов с приставками. Если умственно отсталый уче­ник хочет выразить многообразие действий (отрезал, наклеил, слепил и др.), то он, как правило, употребляет приближенную форму (делал).

Уже упоминавшийся выше опыт Г. М. Дульнева показал, что умственно отсталые школьники при характеристике свойств и качеств предметов используют одни и те же прилагательные, обозначающие их признаки (белый снег, красивый цветок, слад­кий чай и т. п.), не изменяя их по степеням сравнения (белее— белейший), не сочетая с наречиями меры я степени (очень бе­лый, весьма добрый), не образуя отвлеченных имен существи­тельных и форм субъективной оценки (белизна, доброта, бе­лый—беленький—белешенек и т, п.). Недостаточность словар­ного запаса приводит к неточному выражению мыслей, чувств, делает разговорную речь примитивной, шаблонной.

Лексический состав русского языка широко представлен сло­вами различной меры общности, благодаря чему один и тот же предмет может быть обозначен словами то более общего, то более специального назначения, например: растение—цветок—ромаш­ка. Использование таких слов дает возможность правильно и глу­боко осмысливать окружающий нас мир, адекватно отражать его в мышлении, памяти и речи. В ходе обучения значения слов и их употребление совершенствуются. Учащиеся младших классов вспомогательной школы почти не пользуются в своей речи отвле­ченными (абстрактными) существительными, такими, как: расти­тельность, молодежь, одежда и т. п. Вместо них дети предпочита­ют называть конкретные предметы, при этом число их очень огра­ниченно. Например, в понятие «одежда» чаще всего включается верхнее платье, а белье, обувь, головные уборы не называются. Только после продолжительных занятий к среднему и старшему возрасту удается сформировать слова с собирательными, вещест­венными отвлеченными значениями, но за их употреблением в ак­тивном словаре требуется систематический контроль -со стороны учителя и воспитателя.

Важным моментом, а характеристике речевой деятельности де­тей-олигофренов является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Су­щественным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и Др.), являют­ся условия, побуждающие к высказыванию. Путем постановки се­рии уточняющих вопросов удастся добиться актуализации необ­ходимых слов применительно к анализируемой ситуации. Чтобы обогатить словарь детей-олигофренов, учитель прилагает много усилий. Эта работа носит целенаправленный характер. Однако ко­личественное насыщение лексики должно сопровождаться созда­нием условий для реализации слов в активной речи, только тогда действительно будет развиваться, и обогащаться устная и пись­менная речь.

Специальные психологические исследования и наблюдения учи­телей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развер­нута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсут­ствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых прос­тых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Осно ...

Проблема развития литературного творчества учащихся, как научная проблема
Проблемы образования в судьбах России наших дней становятся узловыми. На этапе смены парадигм культуры, науки, мировоззрения образование превращается в ведущий фактор экономического и социального развития страны. Высшим смыслом нахождения человека в образовательной среде, по верной мысли многочисле ...

Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru