На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает учителю осуществлять задачи эстетического воспитания.
Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к средствам изображения. Через образы искусства удается показать детям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира. Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция. Определенным образом расположенные персонажи могут подчеркивать основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображаемого.
Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживания и чувства.
На уроках рисования часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяется и как образец для рисования с натуры.
Некоторые игрушки, по существу, представляют миниатюрную скульптуру. К ним относятся игрушки из дерева (например, работы богородских мастеров «Мужик и медведь», «Клюющие курочки», «Козлята» и др.), фарфора, Камня, пластмассы и пр.
Младшим умственно отсталым школьникам наиболее, доступны для восприятия такие игрушки, в которых отчетливо показано какое-либо действие или передан знакомый им сюжет (например, «Вершки и корешки»). Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не тольКо о том, что изображено, но и как изображено.
Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.
Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след в сознании детей.
Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственная практическая деятельность школьников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями, рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для учащихся образцом красивого и привлекательного.
Включение детей в управляемую учителем деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить, ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлении класса — все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов.
Особое коррекционно-развивающее значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся (на улице, в парке, в лесу, в поле, на стройке и т.д.). В процессе специальных наблюдений происходит узнавание предметов, дети анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство, и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.
На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Через эмоциональное восприятие красивого у учащихся воспитывается готовность к эстетической, оценке своих рисунков, рисунков товарищей, произведений искусства.
Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, со вкусом подобранных объектов (как натуральных, так и различного рода муляжей, чучел, игрушек, а также художественно выполненных образцов) способствуют тому, что даже младшие умственно отсталые школьники спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения. И хотя детям не хватает нужных слов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отрывочны, встреча с прекрасным на уроках изобразительного искусства пробуждает в них эстетические чувства. Это проявляется в адекватных положительно-эмоциональных реакциях, в желании потрогать предмет или поиграть им, поставить к себе на парту, показать товарищам.
Другая информация:
Пути и приемы реализации МПС на уроках технологии
В ХХI веке происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Технологически образовывать ученика значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него жизненно важные общетрудовые ...
Первые христианские школы
В первые времена, как мы знаем, христианские общины не могли иметь собственных, с полным образовательным курсом, школ. Христиане должны были получать научное образование в языческих школах, — у грамматиков и риторов. Это продолжалась до 6-го века, когда языческие школы начали уже закрываться, а цер ...
Учреждения дошкольного образования
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: Детский сад. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и д ...