Если целевые идеологические установки программы образования задают ценностные ориентиры, т. е. определяют, что необходимо формировать и воспитывать, то педагогические принципы обусловливают методы достижения этих целей, т. е. определяют, как именно данные цели могут быть реализованы. В этой области дошкольная педагогика имеет ярко выраженную специфику, обусловленную своеобразием дошкольного возраста. Ребенок до шести – семи лет не может целенаправленно и сознательно учиться, поскольку учебная деятельность складывается за пределами дошкольного возраста. Вместе с тем доказано, что маленькие дети нуждаются в определенных педагогических воздействиях, которые должны быть адекватны их возрастным особенностям. Учет возрастных особенностей и ориентация на возможности каждого возраста — совершенно необходимое условие при разработке любых педагогических методов. Возрастные особенности дошкольников изучает детская психология, поэтому дошкольная педагогика тесно связана с этой наукой.
О тесной связи дошкольной педагогики и детской психологии свидетельствует, в частности, тот факт, что большинство наиболее популярных в настоящее время программ дошкольного воспитания были созданы психологами или при их активном участии. Методы и результаты многих психологических исследований органично вошли в практику дошкольного воспитания и стали частью педагогических программ.
Развитие дошкольной педагогики, как и многих других сторон общественной жизни, предполагает определенный экономический фундамент. Очевидно, что конкретные организационные формы образования маленьких детей зависят не только от психолого-педагогических методов, но и от уровня материального обеспечения. Количество и качество игрушек и пособий, оснащенность помещений, уровень квалификации педагогов — все это во многом определяется экономическими вложениями в образование маленьких детей. К сожалению, дошкольная педагогика, как правило, не считается приоритетным направлением в экономике. По сравнению с государственной важностью многих других направлений (энергетика, сельское хозяйство, борьба с болезнями и преступностью, обеспечение инвалидов и пенсионеров и т. д.) дошкольная педагогика не выдерживает конкуренции. Вместе с тем мировой опыт показывает, что затраты на воспитание дошкольников не только окупаются, но и дают впоследствии существенную экономию: значительно сокращаются расходы на коррекционную работу, на борьбу с правонарушениями малолетних, предотвращаются многочисленные отклонения в умственном и личностном развитии детей. Вложения в дошкольную педагогику можно рассматривать как своеобразную профилактику многих социальных и педагогических проблем. Такую эффективную форму профилактики могут позволить себе только высокоразвитые страны. Уровень обеспечения образования дошкольников можно рассматривать как своеобразный индикатор развития общества и его отношения к детям.
Дошкольная педагогика выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в. Это было обусловлено, с одной стороны, развитием детской психологии и становлением её как самостоятельной отрасли знания, а с другой — появлением и распространением воспитательных дошкольных учреждений в связи с вовлечением женщин в фабричное производство.
Существуют различные подходы к определению основных этапов исторического развития дошкольного образования. Л.Н. Литвин на основе учета не только темпов развития и сокращения учреждений, но и изменения целей, задач и содержания воспитательной работы выделяет такие этапы в развитии системы дошкольного воспитания РСФСР: 1) 1917-1920 гг.; 2) 1921-1928 гг.; 3) 1929-1940 гг.
Авторы учебного пособия по истории дошкольной педагогики (М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, Н.Б. Мчедлидзе и др.) с учетом логики исторического развития страны дают такую периодизацию отечественного дошкольного образования: начало XX в., 1917-1920 гг., 1921-1930 гг., 1931-1941 гг., 1941-1945 гг., 1945-1960 гг.
Другая информация:
Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации
дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...
Становление и специфика формирования
диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной главе мы рассматриваем развитие диалога при общем недоразвитии речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компоненто ...
Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессиональ ...