Материалы » Опыт внедрения элективных курсов в предпрофильную и профильную подготовку в школах России » Понятие элективных курсов в системе образования

Понятие элективных курсов в системе образования

Страница 1

Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучения и обозначают некоторую специализацию ученика. Если элективные курсы предлагаются образовательным учреждением, то выбор каких-то из этих курсов для ученика обязателен.

Понятие «элективный» (лат. electus избранный) – избирательный [6, с. 938]. Элективные курсы («курсы по выбору») составляют компонент образовательного учреждения (школьный компонент) Базисного учебного плана.

Конвенционально (лат. conventionalis соответствующий договору, условию) предлагается курсы школьного компонента, предназначенные для реализации в рамках профильного обучения на старшей ступени общего образования, именовать «элективными курсами», а предназначенные для реализации в рамках предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы – «курсами по выбору».

А.В. Хуторской, автор и ведущий курса «Профильное обучение в старшей школе», проведенного в марте 2004 г. в Центре Дистанционного образования «Эйдос», на вопрос «Вы разводите понятия «элективный курс» и «предмет по выбору?» ответил: « «Элективный курс», согласно утвержденной Концепции профильного обучения, есть «обязательный для посещения курс по выбору». Но есть (могут быть) и необязательные курсы по выбору». «Есть ли перечень рекомендованных элективных курсов? Где взять программы и тематическое планирование для них? Может ли учитель индивидуально разработать авторскую программу курса?». А.В. Хуторской: «Пока нет рекомендованных курсов. Я знаю, что, например, «Дрофа» готовит около 30 таких курсов. Авторские программы – неизбежная необходимость».

Для элективных курсов не существует образовательных стандартов.

Нестандартизованность, вариативность и краткосрочность элективных курсов («курсов по выбору») являются их особенностями.

Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои «силы» в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки.

Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными. Однако учителям надо помнить, что ученик должен попробовать себя и проверить свои силы в освоении разных курсов. Поэтому желательно, чтобы курсы были краткосрочными.

Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на три типа:

1) традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы, учебные модули, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);

2) межпредметных элективные курсы, цель которых – интеграция знаний у учащихся о природе и обществе;

3) элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).

Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам других типов будет в большей мере присуща развивающая функция.

Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание, будут носить вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе:

– Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.

– Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т.п.).

– Специфика состава обучающихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Возможно, одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой – получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Отсюда особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала работников образования. Система переподгото ...

Переход к новому знанию и новому образованию
Мы более или менее подробно остановились на педагогических взглядах Монтеня. Они представляют собой в истории педагогики характерное явление. Здесь гуманистическая педагогика, с ее основным воспитательно-образовательным фондом в виде классиков, пришла к любопытному самоотрицанию. Монтень пользуется ...

Развитие диалогической речи у детей в детском саду
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказыва ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru