Применительно к образованию свойство субъектности у взрослого человека выражается в следующих показателях:
— способности самостоятельно формировать информационный запрос;
— возможности выбора модели обучения;
— осознанном принятии той или иной позиции в процессе обучения;
— опоре на способность к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно-потребностной саморегуляции в сфере образования;
— стремлении и возможности привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения.
Организуя обучение взрослых людей, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается взрослый в современной образовательной ситуации.
Основными признаками субъекта, отличающими позицию взрослости в современном обучении, являются:
1) осознанность информационного запроса, выраженная в понимании смысла и целей обращения к тому или иному образовательному содержанию и его источникам;
2) ангажированность, предусматривающая добровольное созидательное включение в образовательный процесс;
3) способность к (само)рефлексии по поводу содержания, процесса, результатов обучения;
4) критичность мышления, позволяющая адекватно оценивать и корректировать ход обучения;
5) открытость и децентрированностъ мышления как способность принимать множественность взглядов на мир, окружающую действительность, видеть иные точки зрения;
6) интерпретативная культура, позволяющая находить и предъявлять другим собственные смыслы, которые рождаются по мере освоения образовательного содержания;
7) самостоятельность в достижении позитивных образовательных результатов;
8) умение учиться в системе межсубъектных отношений. Подготовка взрослого человека как «человека познающего» включает в себя:
9) диагностику и освоение им собственных природных информационно-познавательных способностей и возможностей (типа мышления, памяти, внимания, модальности восприятия, доминантности полушария, продуктивный временной режим работы, приоритетные образовательные стратегии, комфортные формы работы; освоенные способы фиксации учебной информации и ее извлечения из памяти, стереотипы обучения и др.);
10) организацию рефлексии по поводу владения технологиями самообразования:
11) освоение и расширение круга источников образовательной информации (библиотеки — домашние и общественные, лектории, Интернет, клубные объединения и др.);
12) анализ ресурсов и динамики развития собственных информационных потребностей и запросов, себя как субъекта обучения.
Другая информация:
Кабинет истории. Санитарно-гигиенические требования
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение". Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта. В помещении должно быть боковое левостор ...
Василий Великий
Василий Великий (329—379 г.) род. в Цезарее Капподокийской, изучал в Афинах классическую литературу, жил потом несколько лет в уединении и сделался позднее епископом в родном городе. Он особенно заботился о бедных и осиротевших детях, привлекая к заботам о них и монашество. Педагогические взгляды е ...
Развитие теории музыкального мышления в трудах зарубежных и отечественных
исследователей
При комплексном исследовании музыкального мышления мы не можем обойтись без истории, так как в связи с её развитием выясняются этапы формирования теории музыкального мышления. Историю возникновения понятия «музыкальное мышление» проследить довольно сложно. Музыкальное искусство, как особого рода ду ...