Материалы » Формирование правовой культуры учащихся » Практические приемы формирования правовой культуры

Практические приемы формирования правовой культуры

Страница 1

В данной главе продемонстрируем практическое применение некоторых новых приемов на трех этапах формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения (из опыта работы учителей СОШ № 16 г.Великого Новгорода).

1. Прием «коллективный вердикт»

Вариант использования приема - на уроке граждановедения.

Форма организации работы: индивидуальная, переходящая в групповую.

На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил школьной жизни и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт. На втором этапе учитель организует работу с вариантом текста Правил школьной жизни. Читая текст, каждый ученик заполняет таблицу:

Это важно

Это вызывает сомнение

Есть вопрос

На третьем этапе учитель организует работу в группе.

В результате коллективной деятельности на бумаге (доске) учащиеся представляют обобщенное мнение группы - коллективный вердикт.

Учитель организует выступление групп и фиксирует все предложения в графе «Это важно», просит обосновать записи в графе «Это вызывает сомнение». В результате учащиеся принимают решение.

Оно может выглядеть так: Мы, ученики 7-го «Г» класса, обсудили «Правила школьной жизни» и решили (табл. 1).

Таблица 1. Правила школьной жизни

Не вызывает возражений

С этими правами и

обязанностями мы не согласны

У нас есть предложения

Это непонятно,

возникает вопрос

1. Право учащихся на информацию о критериях выставления оценки.

1. Обязанность родите лей регулярно посещать собрания

1. Дополнить право учащихся на создание самостоятельных объединений для выражения и защиты своих интересов словами в мирных целях

2. Право учащихся на свободное выражение своего мнения

3. Обязанность учащихся действовать справедливо.

4. Обязанность учащихся соблюдать режим работы школы, порядок и дисциплину

5. Право родителей на участие в управлении школой.

6. Право на оказание посильной материальной помощи школе

7. Обязанность родителей защищать права ребенка.

8. Обязанность родителей выполнять решения органов, регулирующих деятельность школы

9. Право учителей на защиту от излишнего неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей

10. Обязанность учителей уважать мнение родителей

11. Обязанность учителей соблюдать единые требования

2. Прием «кластер»

Форма организации работы: индивидуальная и фронтальная.

Прием может быть использован учителем на первом и третьем этапах. Учитель дает задание учащимся перечислить то, что они уже знают по данной теме, фиксирует их высказывания на доске. Затем предлагает ребятам проверить и дополнить свои представления по теме в течение урока, работая с источником, и уяснить, что они понимали правильно (неправильно), что неточно, что узнали нового.

Вариант использования приема.

Учитель предлагает название темы (или проблемный вопрос). Затем просит ребят рассказать то, что они знают по этой теме. Зафиксировав на доске версии ребят («Было очень много восстаний, было много смертей и болезней; происходила частая смена правителей; реформа патриарха Никона привела к церковному расколу»), педагог предлагает им, изучая источник, определить, что верно в их точке зрения, что ложно, что можно дополнить или изменить.

В конце урока учащиеся вносят изменения в кластер, обосновав их («Много неизвестных страниц в истории этого периода», «Для этого периода характерно самозванство на Руси», «В этот период была гражданская война и борьба с интервенцией поляков и шведов» и другие дополнения).

Страницы: 1 2

Другая информация:

Проблема обучения выразительному чтению
Что такое поэзия и в чём её высокая миссия сегодня? На этот вопрос, пожалуй, не найдётся однозначного ответа. И всё же бесспорна, несомненна её насущная необходимость людям, которые тянутся «к стихам, как к травам от цинги» (А. Вознесенский), её особая познавательная и преобразующая роль в жизни в ...

Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин «ранний детский билингвизм» используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: «Вопрос о многоязычии в детском возраст ...

Развитие диалогической речи у детей в детском саду
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказыва ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru