воспитание чувства ответственности за свое поведение;
формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:
1 - целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;
2 - выработку правовых убеждений;
3 - формирование этико-правовых установок;
4 - воспитание правовых чувств;
5 - формирование опыта законопослушного поведения;
6 - формирование активной социально-правовой позиции.
Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:
интеллектуальному - правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
эмоционально-ценностному - система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;
практическому - исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества:
интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения;
эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;
практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.
Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:
1) определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;
2) диагностика уровней правовой культуры;
3) целеполагание;
4) определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;
5) организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;
6) соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.
Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.
Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы.
Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и внеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в школе необходимо вводить специальные курсы по формированию правовой культуры на уроках по праву. Кроме того, в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правового образования и правовой культуры, можно внести изменения содержания обучения в ряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык, литература, история, обществознание):
изучение приемов анализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий, суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельности и ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению ее в соответствие с этой нормой;
некоторые дополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые др.
Педагоги школ должны активно применять нетрадиционные приемы обучения, например, такие как: «синквейн» - чтение с остановками (Е.С.Королькова); заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит); составление вопросов (Б.Блум); коллективный вердикт; «учимся вместе»; «двойной дневник»; «кластер»; «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяют обеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не по принципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода, что позволяет реализовать в обучении принцип социализации.
Использование названных приемов зависит от задач учителя на разных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся с учетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии: вызов, осмысление, рефлексия (Е.С.Королькова).
Другая информация:
Система научных учреждений Российской Федерации
В Российской Федерации создана разветвленная сеть учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных отраслях науки и производства. К ним относятся: Российская Академия наук (РАН) и ее филиалы, отраслевые академии министерств,
являющиеся высшими научными учреждениями отдельных отр ...
Классификация внеклассной работы по химии
Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две во ...
Компонентный состав Триз
Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретател ...