Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста

Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста

Страница 1

Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необ­ратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

В данном определении четко выделяются два взаимосвязан­ных диагностических критерия: психолого-педагогический (стой­кое нарушение познавательной деятельности) и клинический (ор­ганическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному по­ниманию сущности умственной отсталости.

Умственная отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной дея­тельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.

Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам. Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями) обусловлено примерно ¾ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей.

Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболе распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

В современной психиатрической и психолого-педагогической литературе к умственной отсталости относят два состояния нару­шения интеллекта: олигофрению и деменцию. Вычленение их в картине слабоумия дает возможность ответить на такие вопросы: когда возникает умственная отсталость, какие особенности психи­ческого развития выявляются при олигофрении и деменции, какие признаки являются отличительными и общими.

Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональ­ном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5—2 го­да).

Психологическая характеристика олигофрении сводится к не­обратимому общему психическому недоразвитию с преобладани­ем ведущего интеллектуального дефекта—слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логи­ческого мышления. Клиническая характеристика исключает нали­чие текущего болезненного процесса в нервной системе.

Дебильность—относительно легкая степень недоразвития ин­теллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности явля­ются основным контингентом специальной (коррекционной) школы 8 вида. Они усваи­вают на доступной им уровне определенный круг знаний по об­щеобразовательным предметам, овладевают несложной профес­сией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности. В специальной (коррекционной) школе 8 вида для учащихся в степени дебильности организуются простейшие, но разнообразные по содержа­нию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, страдающих дебильностью, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последова­тельность действий при решении примеров. Память умственно от­сталых школьников характеризуется небольшим объемом запоми­наемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем что у дебилов мышление носит конкретный, наглядно-дейст­венный характер, нарушена способность к отвлечению, обобще­нию, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочета­ется незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некри­тичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин «ранний детский билингвизм» используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: «Вопрос о многоязычии в детском возраст ...

Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция). Различают речь экспр ...

Технология проведения ролевых игр и основные требования к проведению ролевых игр
Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru