Материалы » Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки » Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента

Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента

Страница 2

Таким образом, критериями оценки служили следующие показатели:

– к слабому уровню развитости музыкального мышления причислялись те дети, в ответах которых были правильно определены 1–2 пункта из 5-ти.

– среднему уровню соответствовали реципиенты, правильно определившие 3–4 пункта.

– к высокому уровню причислялись все те дети, кем были правильно определены все пять пунктов.

В целях объективного оценивания учащихся по указанным параметрам использовалась методика «Музыкально-жизненные ассоциации». Она позволяла выявить уровень восприятия школьниками музыки с различных позиций: давала возможность судить о направленности музыкально-образных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, выявляла эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку, опору восприятия на музыкальные закономерности. Подобранная для этой цели музыка содержала несколько образов, степень контраста которых была различной. При этом соблюдалось одно условие: музыка детям была не знакома. В качестве стимулирующего материала использовалась Фантазия Моцарта d-moll, но без вступления – три первых фрагмента.

Звучание музыки предварялось доверительным разговором учителя с детьми с целью настроить их восприятие. Это был разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напомнить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситуации – успокоить, поддержать, подбодрить. Далее предлагалось послушать музыку и ответить на такие вопросы:

– Какие воспоминания вызвала у вас эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

– Где в жизни могла бы эта музыка звучать и как могла бы повлиять на людей?

– Что в музыке позволило вам прийти к таким выводам (имеется в виду, о чём рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Обработка результатов велась по следующим параметрам: точность музыкальной характеристики, развёрнутость и художественность ассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов. Особое внимание уделялось направлению мышления детей: от общего к частному – от образного содержания музыки к выразительным средствам, элементам языка, жанру, стилю и т.д.

Следующая методика – «Выбери музыку» была посвящена выявлению возможностей детей в определении родственной по содержанию музыки. С её помощью мы пытались определить, насколько обоснованно дети могут при сопоставлении 3-х фрагментов, найти созвучные по содержанию.

Предлагаемая музыка была похожа по внешним признакам: схожести фактуры, динамике звучания, элементам музыкальной речи, составу исполнителей, инструментария и пр. Трудность методики заключалась в том, что произведения не контрастировали между собой.

В качестве стимулирующего материала школьникам предлагались следующие произведения:

1) П. Чайковский «Баркарола».

2) Ф. Шопен «Ноктюрн b-moll».

3) Ф. Шопен «Ноктюрн f-moll».

Сложность данной методики заключалась в том, что все три фрагмента имели много общего, формально являлись музыкальными высказываниями на одну тему. Их объединял спокойный темп, лиричность содержания – задумчивость, погруженность в себя.

После прослушивания школьники определяли, какие произведения родственны по «духу» музыки, по музыкально-образному строю.

В задания входила и беседа, в ходе которой дети рассказывали, по каким признакам они определяли такую общность.

Данная методика позволяла выявить, насколько дети проникались «чувством музыки». Главная задача методики – выявление того, что всё же дети оценивали – или свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Опора детей только на средства свидетельствовала о низком уровне восприятия; опора школьников только на свои эмоции мы определили как средний уровень. Высшим уровнем считалось установление зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, т.е. достижение той ситуации, когда ребёнок мог достаточно содержательно рассказать о том, почему у него возникают именно эти эмоции, а не другие.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Язык схоластического образования и школы
Общим языком образования и школы в средние века был и оставался. Все изучалось только на нем и посредством его он был „дверью наук и образования. Естественно, этой дверью образование отделялось от народной массы и, благодаря ей, составляло, в общем, привилегию только некоторых, кто эту дверь открыв ...

Социокультурная среда высших учебных заведений
Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда». Категорию «среда» активно стали изучать в 90-е годы XX в. Но впервые на нее и связанное с ней п ...

Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru